Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности худо­жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ­ность искусства: художественный образ, его условность, пере­дача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравствен­ности и эстетике: отношение к природе, человеку и общест­ву. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жиз­ни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на при­мере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ве­дущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональ­ная оценка шедевров национального, российского и мирово­го искусства. Представление о роли изобразительных (плас­тических) искусств в повседневной жизни человека, в орга­низации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фло­мастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с раз­личными графическими материалами. Роль рисунка в искус­стве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средства­ми рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнооб­разие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Вы­бор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задача­ми. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с плас­тическими скульптурными материалами для создания вырази­тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот­ных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообра­зие материалов для художественного конструирования и мо­делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы­разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объ­ёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вы­резание). Представление о возможностях использования на­выков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоратив­но-прикладного искусства и его роль в жизни человека. По­нятие о синтетичном характере народной культуры (украше­ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музы­ка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в приклад­ном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение вет­вей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомле­ние с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция.   Элементарные   приёмы   композиции   на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перс­пектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, даль­ше — меньше, загораживания.

Роль контраста в композиции:

низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Компози­ционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмо­циональном звучании и выразительности образа. Эмоцио­нальные возможности цвета. Практическое овладение основа­ми цветоведения. Передача с помощью цвета характера пер­сонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летя­щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо­жественный образ. Передача с помощью линии эмоциональ­ного состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Транс­формация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Спо­собы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывис­тый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью рит­ма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

 

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и при­родных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз­ных географических широт. Использование различных худо­жественных материалов и средств для создания выразитель­ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность те­матики, передаваемых чувств, отношения к природе в произве­дениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шиш­кин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных на­родов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искус­ства.

Родина моя - Россия. Роль природных условий в ха­рактере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изоб­разительного искусства с музыкой, песней, танцами, былина­ми, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Оте­чества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ чело­века в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоцио­нальная и художественная выразительность образов персона­жей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыс­тие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздраже­ние, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материа­лов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представ­ление о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения. Отражение в пластических искусствах природ­ных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одеж­ды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декора­тивно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па­мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композици­ей, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализа­ции собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цве­та, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной дея­тельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумаж­ной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подруч­ных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Информационно-образовательные ресурсы

 

© 2017 МБОУ НОШ №17. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.