Образование

Информация о реализуемых уровнях образования

Организационно - правовая форма образовательной организации – муниципальное  учреждение.

Статус - учреждение.

Тип – бюджетное общеобразовательное учреждение.

Вид – начальная общеобразовательная школа.

Уровень общего образования – начальное общее образование


 Информация о формах обучения

В школе реализуются следующие формы обучения: 
очная форма

заочная форма
индивидуальное обучение больных детей на дому
дистанционное обучение

семейное образование

самообразование


Информация о нормативных сроках обучения

Нормативный срок обучения - 4 года


Информация о сроке действия государственной аккредитации образовательной программы

Срок действия государственной аккредитации  с 13.04.2015 г. по 08.12.2026 г.,


Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц о языках, на которых осуществляется образование (обучение).

В 2016-2017 учебном году по реализуемым программам за счет бюджетных ассигнований обучается следующее количество учащихся:

- Развивающая программа Л.В. Занкова – 30 человек;

- УМК «Гармония» - 136 человек;

- УМК «2100» - 78 человек;

- УМК «Школы России» - 222 человека.

Всего за счет бюджетных ассигнований в 2016-2017 учебном году обучается 466 человек, из которых 418 человек получают дополнительные платные образовательные услуги по договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств физических лиц.

 


 Язык, на которых осуществляется обучение – русский

Положение о языках образования в МБОУ НОШ №17


Образовательная программа

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 г. основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

1)пояснительная записка;

2)планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3)учебный план начального общего образования;

4)программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5)программы отдельных учебных предметов, курсов (УМК Занкова, Гармония, Школа 2100);

6)программа духовно-нравственного и патриотического развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7)программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8)система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования в МБОУ НОШ №17   разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования Ставропольского края.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.


Рабочие программы

Рабочая программа по физической культуре (1-4 классы)

Рабочая программа по музыке (1-4 классы)

УМК "Система Занкова"

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по математике

Рабочая программа по окружащему миру

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по технологии

УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по математике

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по технологии

 УМК "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по математике

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по технологии

 УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике

Рабочая программа по литературному чтению

Рабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по русскому языку

Аннотации к рабочим программам

Изобразительное искусство

Физическая культура

Технология

Музыка

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Окружающий мир

Математика

Иностранный язык

Литературное чтение

Русский язык


Учебный план

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (п.19.3), учебный план МБОУ НОШ №17 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам.

Учебный план состоит из обяза­тельной части (инвариантной).

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в МБОУ НОШ №17, и учебное время, отводимое на их изуче­ние по классам обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает со­держание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этно­культурным ценностям;
  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Учебный план на 2016-2017 учебный год

Реализуемые образовательные программы

 

Информация о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов

 

Образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ № 17 ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекты учебников УМК «Гармония», «Школа России», «Школа 2100», развивающей системы обучения Л.В. Занкова, в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.

Одной из главных задач авторов УМК «Гармония» явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям стандарта нового поколения, это:

-         способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

-         способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности;

-         способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

          Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

            Комплект «Гармония» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников. 

Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова

Авторы комплекта:

-         доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина(математика);

-         кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык);

-         кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);

-         кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);

-         доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение).

Входящие в комплект «Гармония» учебники, учебные тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта.

В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметно-методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

            В числе этих мер следует назвать:

•         логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;

•         способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

•         систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта «Гармония».

Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ. Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

УМК «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Учебники комплекта «Школа России» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников. 

            УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»: 

•         принцип воспитания гражданина России; 

•         принцип ценностных ориентиров; 

•         принцип обучения в деятельности; 

•         принцип работы на результат; 

•         принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. По мнению авторов УМК, дополнения и изменения, о которых говорилось выше, не являются революционными. Они понятны учителю. Внесенные в дидактический и методический аппарат изменения соответственно будут учтены в пособиях для учителя, в материалах сайта «Школа России», чтобы помочь педагогу, сделать его работу наиболее эффективной. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

-         мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 

-         реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

-         эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

-         постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. 

Основными направлениями доработки учебников являются:

•         введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;

•         увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД; 

•         внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.; 

•         включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников

-         Русский язык.

Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 

-         Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

-         Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.  

-         Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

-         Изобразительное искусство. Авторы: Кузин В.С.

-         Музыка. Авторы: Регина Г.С. 

-         Технология. Авторы: Лутцева Е.А.       

-         Физическая культура. Автор: Лях В.И.

УМК «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.

«Школа 2100» для начальной школы- это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

            В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

Русский язык.

Букварь.  Авторы:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.  

Русский язык.  Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

Литературное чтение. Авторы:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

Математика. Авторы:  Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.  

Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В.

Музыка. Авторы: Регина Г.С. 

Изобразительное искусство. Авторы: Ашикова С.   

Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.       

Физическая культура. Автор: Лях В.И.

Английский язык (2-4 класс).  Автор: Биболетова М.З.

            В 2010 году комплект учебников «Школа 2100» для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100».

            Особенности УМК «Школа 2100»

            Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

            Непрерывность.  «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.

            Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

            Главная цель УМК «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

            Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.  

            Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

          Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принципминимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.

К ним относятся:

-         цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

-         задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

-         дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

-         методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

-         предметные методики по всем образовательным областям;

-         формы организации обучения;

-         система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 

С 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого - современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Комплект обеспечивает:

•         понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

•         владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

•         актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

•         условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 

•         активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

•         проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

•         индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам.

Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется. Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации в МБОУ НОШ №17.

Русский язык.
Азбука.  Авторы:  Нечаева Н.В.

Русский язык.  Авторы: Полякова А.В.,  Нечаева Н.В.

Литературное чтение.  Авторы:  Свиридова В. Ю.

Математика.  Авторы:  Аргинская И.И.

Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я.

Музыка. Автор: Ригина Г.С.

Изобразительное искусство. Авторы: Кузин В.С.

Технология. Авторы: Проснякова Т.Н. 

Физическая культура. Автор:  Лях В.И.

Английский язык(2-4 класс).  Автор: Биболетова М.З.

Образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ № 17 ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекты учебников УМК «Гармония», «Школа России», «Школа 2100», развивающей системы обучения Л.В. Занкова, в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.

Одной из главных задач авторов УМК «Гармония» явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям стандарта нового поколения, это:

-         способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

-         способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности;

-         способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

          Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

            Комплект «Гармония» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Все учебники комплекта «Гармония» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников. 

Учебно-методический комплект «Гармония» для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова

Авторы комплекта:

-         доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина(математика);

-         кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко (русский язык);

-         кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);

-         кандидат педагогических наук, старший преподаватель О.Т. Поглазова (окружающий мир);

-         доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовое обучение).

Входящие в комплект «Гармония» учебники, учебные тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта.

В связи с этим первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

Методическая интерпретация современных тенденций развития начального образования и их реализация в учебниках позволяет рассматривать каждый предметно-методический комплект, входящий в «Гармонию», как модель учебного процесса, как источник интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, как возможность полнее выразить свои мысли и чувства. Реализованные в учебниках методические подходы к организации учебной деятельности школьников создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения.

            В числе этих мер следует назвать:

•         логику построения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей в рамках содержания каждого учебного предмета;

•         способы, средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;

•         систему учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебных предметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М. Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта «Гармония» и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта «Гармония».

Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ. Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.

УМК «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Учебники комплекта «Школа России» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников. 

            УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»: 

•         принцип воспитания гражданина России; 

•         принцип ценностных ориентиров; 

•         принцип обучения в деятельности; 

•         принцип работы на результат; 

•         принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. По мнению авторов УМК, дополнения и изменения, о которых говорилось выше, не являются революционными. Они понятны учителю. Внесенные в дидактический и методический аппарат изменения соответственно будут учтены в пособиях для учителя, в материалах сайта «Школа России», чтобы помочь педагогу, сделать его работу наиболее эффективной. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

-         мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 

-         реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;

-         эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;

-         постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. 

Основными направлениями доработки учебников являются:

•         введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;

•         увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД; 

•         внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.; 

•         включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.

Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников

-         Русский язык.

Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 

-         Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

-         Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.  

-         Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.

-         Изобразительное искусство. Авторы: Кузин В.С.

-         Музыка. Авторы: Регина Г.С. 

-         Технология. Авторы: Лутцева Е.А.       

-         Физическая культура. Автор: Лях В.И.

УМК «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.

«Школа 2100» для начальной школы- это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

            В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

Русский язык.

Букварь.  Авторы:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.  

Русский язык.  Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

Литературное чтение. Авторы:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  

Математика. Авторы:  Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.  

Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В.

Музыка. Авторы: Регина Г.С. 

Изобразительное искусство. Авторы: Ашикова С.   

Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.       

Физическая культура. Автор: Лях В.И.

Английский язык (2-4 класс).  Автор: Биболетова М.З.

            В 2010 году комплект учебников «Школа 2100» для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100».

            Особенности УМК «Школа 2100»

            Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

            Непрерывность.  «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.

            Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

            Главная цель УМК «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

            Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.  

            Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

          Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принципминимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней.

К ним относятся:

-         цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

-         задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

-         дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

-         методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

-         предметные методики по всем образовательным областям;

-         формы организации обучения;

-         система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. 

С 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого - современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.

Комплект обеспечивает:

•         понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

•         владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

•         актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

•         условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 

•         активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

•         проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

•         индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам.

Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется. Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации в МБОУ НОШ №17.

Русский язык.
Азбука.  Авторы:  Нечаева Н.В.

Русский язык.  Авторы: Полякова А.В.,  Нечаева Н.В.

Литературное чтение.  Авторы:  Свиридова В. Ю.

Математика.  Авторы:  Аргинская И.И.

Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я.

Музыка. Автор: Ригина Г.С.

Изобразительное искусство. Авторы: Кузин В.С.

Технология. Авторы: Проснякова Т.Н. 

Физическая культура. Автор:  Лях В.И.

Английский язык(2-4 класс).  Автор: Биболетова М.З.

Дистанционное обучение

Для учащегося (ребёнка-инвалида) организовано индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому произведено с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).

Учебные предметы,

изучаемые очно

по УМК «Гармония»

Количество часов в неделю

Математика

Рабочая программа по математике

2

Русский язык

Рабочая программа по русскому языку

3

Литературное чтение

Рабочая программа по литературному чтению

1

Окружающий мир

Рабочая программа по окружающему миру

1

Учебные предметы,

изучаемые с использованием дистанционных образовательных технологий

на сайте I – ШКОЛА (I – КЛАСС)

http://iclass.home-edu.ru/

Количество часов

3

Математика

http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=555

1

Русский язык

http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=548

1

Литературное чтение

http://iclass.home-edu.ru/enrol/index.php?id=453

1




 

Информационно-образовательные ресурсы

 

© 2017 МБОУ НОШ №17. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.