Русский язык

Русский язык

             Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, опреде­ление основной мысли текста, передача его содержания по вопросам (См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с це­лями и условиями общения для эффективного решения ком­муникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, за­кончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в со­ответствии с учебной задачей (описание, повествование, рас­суждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирова­ние простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в текс­те информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разбор­чивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требо­ваний к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письмен­ное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тема­тике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента ви­деозаписи и т. п.).

 

               Обучение грамоте

 

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последо­вательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю­щихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деле­ние слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак зву­ка. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последователь­ностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориен­тация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное сло­говое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текс­тов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со зна­ками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов­ку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при пись­ме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движе­ния руки. Развитие умения ориентироваться на прост­ранстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (за­главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и после­довательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    • перенос слов по слогам без стечения согласных;
    • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Со­ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

 

       Систематический курс

 

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп­ределение парных и непарных по твёрдости—мягкости соглас­ных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определе ние парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён су­ществительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Раз­личение имён существительных мужского, женского и средне­го рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принад­лежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Из­менение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический раз­бор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Лич­ные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множествен­ного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по вре­менам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфоло­гический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение пред­ложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси­тельные и побудительные; по эмоциональной окраске (инто­нации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографи­ческой зоркости, использование разных способов выбора на­писания в зависимости от места орфограммы в слове. Ис­пользование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

  • сочетания чк — чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
    • проверяемые безударные гласные в корне слова;
    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
    • непроизносимые согласные;
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
    • гласные и согласные в неизменяемых на письме при­ставках;
      • разделительные ъ и ь;
      • мягкий знак после шипящих на конце имён существи­тельных (ночь, нож, рожь, мышь);
      • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
        • безударные окончания имён прилагательных;
        • раздельное написание предлогов с личными местоиме­ниями;
          • не с глаголами;
          • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в фор­ме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
            • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
            • безударные личные окончания глаголов;
            • раздельное написание предлогов с другими словами;
            • знаки препинания в конце предложения: точка, вопро­сительный и восклицательный знаки;
            • знаки препинания (запятая) в предложениях с однород­ными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Вы­ражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях об­щения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими вы­сказываниями на определённую тему с использованием раз­ных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложе­ний в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Соз­дание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование задан­ных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выбо­рочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-по­вествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Информационно-образовательные ресурсы

 

© 2017 МБОУ НОШ №17. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.