Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа №17


Адрес:
г. Пятигорск, пр. Кирова, 55

Телефон:
8 (8793) 33-91-59, 39-26-19;

Общая информация

Общая информация об условиях организации питания в МБОУ НОШ №17

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.

Для организации питания в МБОУ НОШ №17 работает буфет - 53,6 кв. м на 80 посадочных мест. Создавая благоприятные условия для обучения и воспитания, в школе уделяется большое внимание организации горячего питания. 100% обучающихся школы обеспечены горячими завтраками и обедами. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Буфет расположен на 1 этаже. При пищеблоке оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды, жидким моющим средством для рук, диспенсером и автоматическими сушилками.

Ответственный за организацию питания в школе

Каплунова Анастасия Сергеевна тел. 8(8793)39-26-19

График работы буфета

  • понедельник-пятница с 8.00 до 17.00
  • суббота, воскресенье — выходной

Организация, предоставляющая услуги по питанию детей — Общество с ограниченной ответственностью «ДРУЖБА»:

  •  адрес организации: г. Пятигорск, проспект. Кирова, 56
  •  директор — Марьева Татьяна Петровна
  •  тел. (8793) 36-36-74
  •  электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Питание учащихся находится под постоянным контролем медсестры школы, который включает в себя:

  • качество поступающих продуктов и их транспортировку,
  • условия хранения и соблюдение сроков реализации,
  • соблюдение технологии приготовления и качества готовых блюд,
  • режим пищеблока и организация обработки посуды,
  • соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока.

Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой осуществляется созданной комиссией. Комиссия осуществляет контроль за качеством готовой продукции, за санитарным состоянием пищеблока, за организацией приема пищи обучающихся, проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий ее хранения, соблюдения сроков реализации.

Родительский контроль

15 сентября 2022 года в рамках проекта «Родительский контроль» школьную столовую МБОУ НОШ № 17 посетили родители учащихся школы.
При проведении мероприятий контроля родители познакомились с меню и ассортиментом блюд в столовой, попробовали на вкус и оценили качество приготовленных блюд.
При входе в столовую находятся четыре раковины с горячей, холодной водой и жидким мылом. Работающие сушилки для рук и санитайзер, а также крючки для одежды, висящие на подходящем для ребёнка уровне.
В обеденном зале вывешено ежедневное меню, утверждённое директором с указанием наименования блюд, выхода продуктов. Столовая посуда обрабатывается в соответствии с нормами СанПин.  Посуда вначале проходит предварительное замачивание, после отправляется в посудомоечную машину (при 70-80 градусах).
Обеденный зал эстетично оформлен, обеспечен достаточным количеством посадочных мест. Родители оценили чистоту в обеденном зале и качество проводимых противоэпидемиологических мероприятий: наличие рециркулятора, дезинфицирующих средств и графика уборки помещения.
Отпуск учащимся питания (завтрак и обед) в столовой осуществляется по классам в соответствии с графиком приема пищи, утвержденным директором школы.
В первой смене родителям предложили завтрак: рагу из птицы, огурец свежий, яблоко свежее, хлеб с маслом и компот из свежих яблок.
Во второй смене родителям предложили комплексный обед: борщ с капустой и картофелем, котлета рыбная из минтая с соусом, пюре картофельное, свежий огурец, хлеб и чай с сахаром.
Замечаний со стороны родительского контроля в день проверки не поступило.

Исследование качества питания в МБОУ НОШ №17 города Пятигорска

Информация об удовлетворенности родителей питанием ребенка

Анкета для родителей

Родительский контроль за организацией питания 

План задание комиссии по контролю за организацией питания обучающихся на 2022-2023 учебный год

Положение о порядке проведения мероприятий родительского контроля

Приказ №122 от 31.08.2022г. Об осуществлении родительского контроля за организацией питания обучающихся МБОУ НОШ №17

Состав комиссии по контролю за организацией питания обучающихся на 2022-2023 учебный год

Услуги по организации питания

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛИЦЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕМ УСЛУГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В МБОУ НОШ №17

Организация, предоставляющая услуги по питанию детей — Общество с ограниченной ответственностью «ДРУЖБА»:

  •  адрес организации: г. Пятигорск, проспект. Кирова, 56
  •  директор — Марьева Татьяна Петровна
  •  тел. (8793) 36-36-74
  •  электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Контракт №0121300035320000322 на оказание услуг по организации горячего питания для учащихся от 28.12.2020 г.

СПИСОК ПОСТАВЩИКОВ ООО «Дружба»

 

Режим питания

График приема пищи


О правилах здорового питания для школьников

1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой

Помните, что ежедневное здоровое горячее питание, организованное в школе, способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний, успешности, успеваемости, достижению новых свершений в физической культуре и спорте, защите организма от возбудителей инфекционных заболеваний, формированию привычки правильно питаться и здоровых пищевых предпочтений.

2. Соблюдайте правильный режим питания

- Время приема пищи должно быть каждый день одинаковое, это имеет большое значение и способствует заблаговременной подготовке организма к приему пищи.

- Принимайте пищу сидя за столом, не спеша, все тщательно пережевывайте, не спешите - продолжительность перемены для приема пищи достаточная (не менее 20 минут).

3. Не пропускайте приемы пищи

Для правильного развития организма человека важен каждый прием пищи, который имеет свое значение и свой состав. Получайте в школе горячий завтрак и(или) обед.

Меню завтраков в обязательном порядке включает горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополнительно могут быть добавлены продукты - источники витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты).

Меню обедов включает овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель).

4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки

- Соблюдайте режим питания – не реже 5 раз в день (основные приемы пищи – завтрак, обед и ужин; дополнительные приемы пищи – второй завтрак, полдник и второй ужин).

- Не переедайте на ночь – калорийность ужина не должна превышать 25 % от суточной калорийности.

- Обогащайте привычную структуру питания блюдами и продуктами с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов (блюда с добавлением микрозелени, ягод, меда, обогащенный витаминами и микроэлементами хлеб, кисломолочная продукция).

- Отдавайте предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленым на пару, запеченым, пассерованным и припущенным блюдам.

- Сократите количество сахара до двух столовых ложек в день, соли - до 1 чайной ложки в день. Не досаливайте блюда, уберите солонку со стола.

- Исключите из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты источники большого количества соли (колбасные изделия и консервы).

- Сократите до минимума потребление продуктов-источников сахара (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы). Замените их на фрукты и орехи.

5. Мойте руки

- Мойте руки перед каждым приемом пищи.

- Мойте руки правильно. Тщательно не менее 30 секунд намыливайте ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, мойте с теплой проточной водой, затем ополосните руки еще раз и вытрите насухо.

Архив Меню 2021-2022

2022-05-30

2022-05-27

2022-05-26

2022-05-25

2022-05-24

2022-05-23

2022-05-20

2022-05-19

2022-05-18

2022-05-17

2022-05-16

2022-05-13

2022-05-12

2022-05-11

2022-05-06

2022-05-05

2022-05-04

2022-04-29

2022-04-28

2022-04-27

2022-04-26

2022-04-25

2022-04-22

2022-04-21

2022-04-20

2022-04-19

2022-04-18

2022-04-15

2022-04-14

2022-04-13

2022-04-12

2022-04-11

2022-04-08

2022-04-07

2022-04-06

2022-04-05

2022-04-04

2022-04-01

2022-03-24

2022-03-23

2022-03-22

2022-03-21

2022-03-18

2022-03-17

2022-03-16

2022-03-15

2022-03-14

2022-03-11

2022-03-10

2022-03-09

2022-03-05

2022-03-04

2022-03-03

2022-03-02

2022-03-01

2022-02-28

2022-02-25

2022-02-24

2022-02-22

2022-02-21

2022-02-18

2022-02-17

2022-02-02

2022-02-01

2022-01-31

2022-01-28

2022-01-27

2022-01-26

2022-01-25

2022-01-24

2022-01-21

2022-01-20

2022-01-19

2022-01-18

2022-01-17

2022-01-14

2022-01-13

2022-01-12

2022-01-11

2022-01-10

2021-12-24

2021-12-23

2021-12-22

2021-12-21

2021-12-20

2021-12-17

2021-12-16

2021-12-15

2021-12-14

2021-12-13

2021-12-10

2021-12-09

2021-12-08

2021-12-07

2021-12-06

2021-12-03

2021-12-02

2021-12-01

2021-11-30

2021-11-29

2021-11-26

2021-11-25

2021-11-24

2021-11-23

2021-11-22

2021-11-19

2021-11-18

2021-11-17

2021-11-16

2021-11-15

2021-10-22

2021-10-21

2021-10-20

2021-10-19

2021-10-18

2021-10-15

2021-10-14

2021-10-13

2021-10-12

2021-10-11

2021-10-08

2021-10-07

2021-10-06

2021-10-05

2021-10-04

2021-10-01

2021-10-01

2021-09-30

2021-09-29

2021-09-28

2021-09-27

2021-09-24

2021-09-23

2021-09-22

2021-09-21

2021-09-20

2021-09-17

2021-09-16

2021-09-15

2021-09-14

2021-09-13

2021-09-10

2021-09-09

2021-09-08

2021-09-07

2021-09-06

2021-09-03

2021-09-02

2021-09-01

Ежедневное Меню 2022-2023

Февраль 2023

Январь 2023

Декабрь 2022

Ноябрь 2022

Октябрь 2022

Сентябрь 2022

Архив Ежедневное Меню 2021-2022

Меню май 2022

Меню апрель 2022

Меню март 2022

Меню февраль 2022

Меню январь 2022

Меню декабрь 2021

Меню ноябрь 2021

Меню октябрь 2021

Меню сентябрь 2021

Питание во время дистанционного обучения

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В период дистанционного обучения в 2020-2021 учебном году с 21.12.2020г. по 30.12.2020г. питание не осуществлялось. Вместе с тем 18.12.2020г. помимо горячих завтраков и обедов, обучающиеся получили дополнительные продуктовые наборы, включающие:

  • Пряник с начинкой «Мишка» - 1 шт.- 135,00 руб.
  • Шоколад «Аленка» - 1 шт.- 33,75 руб.
  • Пряник медовый «Ёлочка» - 1 шт.- 70 руб.
  • Сок фруктовый в упаковке – 2 шт. – 27,12 руб.
  • Мандарин – 403 гр. – 53,69 руб.

Питание детей, нуждающихся в спец. меню

ИНФОРМАЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) СВЕДЕНИЙ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Приложение: диабет

На 01.09.2022г. обучающихся, нуждающихся в специализированном меню нет.

Порядок предоставления родителями (законным представителями) сведений о состоянии здоровья ребенка и организация специализированного питания для детей в нем нуждающихся

Для постановки ребенка на индивидуальное питание в организованном детском коллективе родителю ребенка (законному представителю) рекомендуется обратиться к руководителю образовательной организации с заявлением (обращением) о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, представив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.

На основании полученных документов, руководитель образовательной организации, совместно с родителем (законным представителем) прорабатывает вопросы меню и режима питания ребенка; для детей с сахарным диабетом - контроля уровня сахара в крови и введения инсулина, особенности в организации питания, возможность использовании в питании блюд и продуктов, принесенных из дома.

Руководителю образовательной организации рекомендуется проинформировать классного руководителя, воспитателя ГПД и работников буфета о наличии в классе или группе детей с заболеваниями - сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия; особенностях организации питания детей, мерах профилактики ухудшения здоровья и мерах первой помощи. О детях с сахарным диабетом рекомендуется дополнительно проинформировать учителя физической культуры (инструктора по физической культуре), проинструктировать его о симптомах гипогликемии, мерах первой помощи и профилактики.

 В случае если принимается решение об организации питания детей из продуктов и блюд, принесенных из дома, рекомендуется определить порядок их хранения, упаковки и маркировки; создать условия для хранения продуктов (блюд) и их разогрева, условия для приема пищи; определить режим питания ребенка.

Родителю (законному представителю) обучающегося, имеющего заболевание, взамен горячего питания выплачивается денежная компенсация. Перечень заболеваний, при которых обучающимся требуется индивидуальный подход при организации питания, приведен ниже

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ТРЕБУЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

     

N п/п

Наименование заболевания <*>

Код заболевания по МКБ-10 <**>

1.

Фенилкетонурия классическая

E 70.0

2.

Муковисцидоз (кистозный фиброз)

E 84

3.

Целиакия

К 90.0

4.

Сахарный диабет

E 10 - 14

5.

Пищевая аллергия

L20.8 <***>

L27.2 <***>

L50 <***>

K52.2 <***>

T78.1 <***>


________________


* Наименование заболевания указано в соответствии с методическими рекомендациями "МР 2.4.0162-19. 2.4. Гигиена детей и подростков. Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях). Методические рекомендации", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 декабря 2019 г.


** Код заболевания указан в соответствии с Международной классификацией болезней - 10 (МКБ-10).


*** Код заболевания указан в соответствии с Клиническими рекомендациями "Пищевая аллергия у детей", утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2016 году.

 


Право на получение денежной компенсации имеет один из родителей (законных представителей) обучающегося, имеющего заболевание.


Выплата денежной компенсации осуществляется образовательной организацией по месту учебы обучающегося, имеющего заболевание, на основании представленных его родителем (законным представителем) следующих документов:


заявление о предоставлении денежной компенсации по форме, устанавливаемой министерством образования Ставропольского края, с указанием реквизитов лицевого счета родителя (законного представителя) обучающегося, имеющего заболевание, открытого в кредитной организации на территории Российской Федерации, на который должна быть перечислена денежная компенсация (далее соответственно - заявление, лицевой счет родителя (законного представителя) обучающегося, имеющего заболевание);


паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя обучающегося, имеющего заболевание;


свидетельство о рождении (паспорт) обучающегося, имеющего заболевание;


справка медицинской организации по месту регистрации обучающегося, имеющего заболевание, о наличии у него заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, и медицинских противопоказаний для питания в образовательной организации


(далее - документы).


В случае обращения за денежной компенсацией законного представителя обучающегося, имеющего заболевание, он представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий его полномочия.


Документы представляются в образовательную организацию родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, самостоятельно.


Документы могут быть представлены родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, как в подлинниках, так и в копиях, заверенных в установленном порядке. С подлинников документов образовательной организацией изготавливаются копии, которые ею заверяются, а подлинники документов возвращаются родителю (законному представителю) обучающегося, имеющего заболевание.


В случае направления документов посредством почтовой связи (заказным почтовым отправлением) они должны быть заверены в установленном порядке.


Заявление и документы в форме электронных документов направляются в образовательную организацию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".


Образовательная организация не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления и документов посредством почтовой связи или в форме электронных документов, направляет родителю (законному представителю) обучающегося, имеющего заболевание, уведомление об их поступлении в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении.


Заявление и документы принимаются образовательной организацией к рассмотрению на следующий рабочий день после дня их поступления в образовательную организацию в полном объеме, правильно оформленными.


В случае представления родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, документов не в полном объеме, и (или) неправильно оформленных, образовательная организация в течение 2 рабочих дней со дня их получения направляет родителю (законному представителю) обучающегося, имеющего заболевание, уведомление об оставлении заявления и документов без рассмотрения с перечнем недостающих документов и (или) документов, неправильно оформленных, посредством почтовой связи или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении (далее - уведомление об оставлении без рассмотрения).


Родитель (законный представитель) обучающегося, имеющего заболевание, не позднее 30 календарных дней со дня получения им из образовательной организации уведомления об оставлении без рассмотрения представляет в образовательную организацию недостающие и (или) правильно оформленные документы.


Решение о назначении (отказе в назначении) денежной компенсации принимается образовательной организацией в течение 3 рабочих дней со дня принятия ею заявления и документов к рассмотрению. Решение оформляется приказом образовательной организации.


О принятом решении образовательная организация письменно уведомляет родителя (законного представителя) обучающегося, имеющего заболевание, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.


Уведомление о решении, принятом по заявлению и документам, представленным родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, в форме электронных документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении.


Родитель (законный представитель) обучающегося, имеющего заболевание, имеет право повторно обратиться в образовательную организацию с заявлением с соблюдением требований, установленных настоящим Порядком.


 Основаниями для отказа в назначении денежной компенсации являются:


1) недостоверность сведений, содержащихся в представленных родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, документах;


2) непредставление документов в полном объеме, правильно оформленных, в течение 30 календарных дней со дня получения родителем (законным представителем) обучающегося, имеющего заболевание, уведомления об оставлении без рассмотрения.


Сумма денежной компенсации рассчитывается образовательной организацией ежемесячно исходя из средней стоимости бесплатного горячего питания, утверждаемой в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, и фактического количества учебных дней.


Сведения о фактическом количестве учебных дней для расчета размера суммы денежной компенсации утверждаются руководителем образовательной организации в течение первых 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным месяцем, с учетом фактического количества учебных дней.

Льготное питание

ИНФОРМАЦИЯ О ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТОИМОСТИ ПИТАНИЯ

В МБОУ НОШ №17 обучающиеся по образовательным программам начального общего образования не менее одного раза в день обеспечиваются бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, в дни их фактического посещения образовательной организации в соответствии с календарным учебным графиком. А так как МБОУ НОШ №17 является образовательной организацией первой ступени, она обеспечивает охват 100 процентов обучающихся бесплатным горячим питанием.

 Бесплатное горячее питание обучающихся организуется в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 и иными требованиями к организации питания в образовательных организациях, установленными законодательством Российской Федерации.


Средняя стоимость бесплатного горячего питания на одного обучающегося в день (далее - стоимость бесплатного горячего питания) в образовательной организации утверждается правовым актом учредителя образовательной организации.

Работа по формированию навыков и культуры здорового питания

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Брошюра "Сахарный диабет"

В 1-2 классах МБОУ НОШ №17 ведутся внеурочные занятия по программе «Разговор о правильном питании». Работа по программе способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем. Занятия дают большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках. В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм

Работа по формированию навыков культуры здорового питания ведется во время изучения соответствующих тем курса «Окружающий мир» в 1-4 в 1-4 классах («Уроки здоровья», «Здоровая пища», «Правильное питание и здоровье» и др.).

Дополняют работу в этом направлении воспитательные мероприятия, проводимые по следующим направлениям:

Примерная тематика родительских собраний: «Правильное питание – залог здоровья» «Здоровая пища для всей семьи». «Учите детей быть здоровыми». «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым». «Формирование здорового образа жизни младших школьников». «Режим питания школьника». «Основные принципы здорового питания школьников». «Рецепты правильного питания для детей». « Вредные для здоровья продукты питания». «При ослаблении организма принимайте витамины».

Рекомендации Роспотребнадзора по организации питания 

Основные принципы организации рационального питания в младшем школьном возрасте

Правильное питание - одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания младшего школьника должна отвечать 5 основным принципам - оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.
- Младший школьный возраст - особенности социального, психического, физического развития.
- Роль правильного питания для роста и развития в младшем школьном возрасте.
- Основные составляющие рационального питания - регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие. Особенности питания младших школьников.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем и т.д.).
Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом. Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона.
Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.
В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую.
Для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, где происходят основные процессы переваривания и всасывания пищи. Из-за этого иногда в кровь попадают нерасщепленные белковые молекулы, которые могут вызвать иммунный ответ организма. Вот почему в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто могут возникать аллергические реакции на поступление в организм той или иной пищи, токсикозы.
Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4-5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т.д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.

Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы - национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни. Но в основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов - регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.

Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания обусловлено важнейшей закономерностью, связанной с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме, носят ритмичный характер и регулярность - непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы, которой является наш организм. Регулярное питание способствует лучшему перевариванию и усваиванию пищи и, по мнению диетологов, - самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Нерегулярное питание создает дополнительную нагрузку и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья не только физического, но психического. Исследования показывают, что у детей, не соблюдающих режим, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками, им сложнее учиться.

Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Нехватка питательных веществ способна привести к серьезным сбоям в работе организма. Для того чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневном меню ребенка должны быть разные продукты и блюда - мясные, рыбные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи. Поэтому очень важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой "кругозор" так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.

Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7-8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников. Важно, чтобы количество калорий, получаемых ребенком с пищей, соответствовало его энерготратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на 10-15% (несколько "лишних" булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления у школьника лишнего веса. Полный ребенок оказывается в группе риска развития различных серьезных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.

Безопасность. Основное условие, которое необходимо выполнять, чтобы питание ребенка было безопасным - контроль за сроком годности и условиями хранения продуктов. Обращайте внимание на информацию, приведенную на упаковке - продукт, срок которого истек или истекает, а также неправильно сохраняющийся, может не только потерять свои полезные свойства, но и причинить существенный вред здоровью. Следует с осторожностью предлагать ребенку попробовать экзотические продукты и блюда. Конечно, такой опыт способствует расширению кулинарного "кругозора", но, одновременно, может вызвать аллергическую реакцию.

Удовольствие. Пища не только обеспечивает организм полезными веществами и энергией, но и служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус - изначально воспринимается организмом как сигнал тревоги, свидетельствуя об опасности продукта). Очень важно с раннего возраста научить ребенка получать удовольствие от вкусной и полезной пищи. Для этого необходимо приучить его есть за красиво сервированным столом и соблюдать правила этикета.


Режим и гигиена питания младших школьников

Регулярность является одним из важных принципов рационального питания и непременным условием сохранения здоровья ребенка. Режим питания определяется количеством приемов пищи в течение дня, интервалами между ними, а также распределением калорийности по основным приемам пищи. Для младшего школьника рекомендовано 4-5 разовое питание, при этом перерыв между ними не должен быть больше 3,5 часов. При этом режим питания школьника должен также учитывать образ жизни и нагрузки ребенка.

- Роль регулярного питания для нормального роста и развития.

- Особенности режима питания в младшем школьном возрасте.

- "Перекусы" между основными приемами пищи. Проблема излишнего веса.

- Гигиена питания младших школьников - ее роль в сохранении здоровья.

Соблюдение режима - один из основных принципов правильного питания, важное условие сохранения здоровья. Обычно для школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. При более частом приеме пищи может снижаться аппетит или развиваться ожирение. При трехразовом питании в каждый прием приходится употреблять большее количество пищи, а значит, затрудняется процесс ее переваривания.

Режим питания определяется не только числом приемов пищи и интервалами между ними, но и количеством калорий на прием. Так, при 4-х кратном питании на первый завтрак должно приходиться 25% калорийности от общего суточного рациона, второй завтрак - 15%, обед - 35%, ужин - 25%. При 5-ти кратном питании (которое особенно рекомендовано ослабленным детям и детям, испытывающим высокие нагрузки) - распределение по калорийности иное - завтрак - 20%, второй завтрак - 10-15%, обед - 30-35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%.

Организм младшего школьника наиболее активно расходует энергию в утренние часы, поэтому завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого ребенка. Установлено, что регулярный прием пищи по утрам значительно снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. "Завтракающие" дети более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам. А еще завтрак способствует сохранению нормального веса у детей. Установлено, что около 44% тучных мальчиков и 20% девочек не завтракают.

Рекомендуемое время для завтрака для школьников младших классов - 7.30-8.00 ч.

Рекомендованное время для обеда - 13.00-14.00 ч. При соблюдении регулярного питания организм заранее готовится к приему пищи, а у ребенка "вовремя" возникает аппетит. Регулярный прием пищи - лучшая профилактика гастрита. Не все дети могут быстро "настроиться" на обед. Поэтому не следует сажать ребенка за стол сразу же после шумных, подвижных игр, необходимо дать ему 10-15 минут для того, чтобы успокоиться, что особенно важно для активных, легковозбудимых детей.

Оптимальное время для ужина - 18.00-19.00 ч. При этом последний прием пищи должен быть не позднее 2-2 - 5 часов до сна. В том случае, если ребенок ужинает позже, нарушается его ночной сон, соответственно организм не имеет возможности полноценно отдохнуть.

Многие родители, не имеющие возможности контролировать питание ребенка в течение дня, пытаются компенсировать возможный недостаток питательных веществ обильным ужином. На самом деле, это не решает проблему полноценного питания, поскольку пища полностью не переваривается, ребенок плохо спит, становится беспокойным, легко утомляется. У некоторых детей (впрочем, как и у взрослых) наблюдается так называемые приступы "ночного голода", когда аппетит возникает в позднее время. Связано это с особенностями синтеза в организме особого вещества - триптофана, способного стимулировать аппетит. Повышенная выработка триптофана, в свою очередь, обусловлена избыточным потреблением углеводов в течение дня.

Режим питания школьника должен учитывать его образ жизни (интенсивность учебной нагрузки, занятия спортом, посещение кружков и курсов и т.д.) и его распорядок дня. Так, режим питания школьника-спортсмена отличается от режима, принятого для детей данной возрастной группы. Если занятия спортом проводятся утром, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35% от общей суточной калорийности рациона. При вечерних тренировках калорийность ужина повышается в 1,5-2 раза. В дни усиленных тренировок пища должна быть не объемной, но калорийной, богатой белками и углеводами. При этом следует избегать жирной пищи.

Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с перекусами - едой между (а зачастую, и вместо) основными приемами пищи. Зачастую для них используется высококалорийная пища, содержащая много жиров и углеводов. В результате, при избыточной калорийности организм не получает необходимые питательные вещества, прежде всего, витамины. Питание "всухомятку" становится причиной многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта, появления лишнего веса.

Причина предпочтения перекусов нормальному питанию во многом коренится в несформированности у ребенка основ культуры питания. Нужно отметить, что перекусы могут быть в рационе питания ребенка, но для них рекомендуется использовать фрукты, салаты, молочные продукты, орехи. И перекусить такой пищей можно между основными приемами пищи, а не вместо обеда, завтрака или ужина. Их роль - помочь избавиться от чувства голода.

Формирование основ культуры питания и здорового образа жизни у младших школьников

Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться в раннем возрасте, при этом на каждом этапе такая воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей возраста, отвечать актуальным задачам развития, носить системный характер. Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания.

- Формирование основ культуры питания как составляющей культуры здоровья.

- Специфика работы по формированию культуры питания в младшем школьном возрасте.

- Основные задачи формирования культуры питания у младших школьников.

Здоровье - сложный, многомерный феномен, отражающий различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействие с окружающим миром. Формирование ценностного отношения к здоровью оказывается важнейшей социокультурной задачей для общества, определяющей его дальнейшее развитие. Эта задача объективно важна для всех групп общества, однако особую значимость она приобретает в воспитании подрастающего поколения. Одной из важных составляющих культуры здоровья является формирование культуры питания.

Формирование здорового образа жизни, в том числе и культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья - в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта "нездоровья", они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни. Поэтому работа по формированию культуры здоровья в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка), организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника. В таких играх "незаметно" для ребенка происходит формирование полезной привычки.

При организации работы по формированию культуры здоровья следует учитывать возрастной ресурс ребенка - те новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. Так, в младшем школьном возрасте у ребенка возникает качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, позволяющий ребенку не только освоить виды деятельности, связанной с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Поэтому родители могут использовать формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения (ведение дневника, в котором отмечается соблюдение правил здорового питания, самоконтроль за временем приема пищи и т.д.). В младшем школьном возрасте происходит постепенная ориентация на группу сверстников, когда мнение и оценки друзей и одноклассников становятся столь же важными, что и оценки со стороны взрослых. Поэтому в деятельности по формированию основ здорового образа жизни могут быть использованы коллективные формы работы (дети в группе составляют меню завтрака, обеда, ужина).

В целом, формирование основ культуры здоровья должно отвечать следующим принципам:

возрастная адекватность (вся информация и все формируемые навыки у ребенка должны быть востребованы в его повседневной жизни. Например, для ребенка 6-7 лет, информация о видах и роли различных групп витаминов не имеет реального практического значения. Гораздо более важным оказывается формирование представления о необходимости регулярного употребления групп продуктов - основных источников витаминов;

социокультурная адекватность. Формируемые навыки и привычки должны "пересекаться" и находить отражение в актуальной культуре общества. Так, к примеру, формирование основ культуры питания должно учитывать традиции и обычаи питания, сложившиеся в народной культуре;

системность. Формирование полезных привычек - длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Успех будет возможен лишь тогда, когда во время каждого приема пищи ребенок будет получать подтверждение соблюдения правил рационального питания;

пример взрослых. Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правил здорового питания, заботиться о своем здоровье.

Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются:

формирование умения самостоятельно соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук, использование в пищу только продуктов, прошедших термическую обработку или вымытых, использование индивидуальных столовых приборов и т.д.);

- самостоятельное соблюдение режима питания (питание "по часам" не менее 3 раз в сутки);

- формирование представления о продуктах и блюдах ежедневного рациона;

- развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к разнообразным продуктам и блюдам, относящимся к категории "полезных";

- формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.

Горячая линия

photo_5346313120865436088_y.jpg

ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ ПО ПИТАНИЮ

 

Директор,

Останкович Евгения Валентиновна

+7 962 4461525

Администрация МБОУ НОШ №17

8 (8793) 39-26-19

МУ "Управление образования администрации города Пятигорска"
Марина Николаевна Колесникова
8(8793)33-62-25

Открытая горячая линия «Школьный завтрак» http://propitanie.onf.ru/

Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/main_activities/general_edu/hot_meals/

Министерство образования Ставропольского края http://stavminobr.ru/ тел. 8 (86552) 37-24-12, 37-28-65

Телефон горячей линии Минпросвещения России по вопросам организации питания для школьников: +7 (800) 200-91-85


Объявления

 

Back to Top